Гуманная Педагогика

Исследование состояния сформированности коммуникативной культуры старшеклассников

Исследование состояния сформированности коммуникативной культуры старшеклассников

Современные проблемы коммуникативного взаимодействия, которые проявляются в сфере семейных, учебных, профессиональных, общественных взаимоотношений, стали мотивацией проведения педагогического исследования по выявлению состояния сформированности коммуникативной культуры старшеклассников, особенностей ее проявления в деятельности в сети Интернет. 

Исследуя уровень внешних и внутренних проявлений вербальной культуры респондентов, было обнаружено, что 56,4% учащихся используют в быту ненормативную лексику, при этом среди девочек этот процент составляет 55%. Такой высокий показатель развития недостатки отражает снижение уровня культуры общения в молодежной среде, что проявляется в непонимании субъектами силы и значения слова в жизни человека, пренебрежении правилами и нормами этики общения, значительной агрессивности, неуважении к собеседнику. 

Анкетирование учащихся позволило определить наиболее уязвимый возраст для формирования недостатков употребления ненормативной лексики. Анализ ответов учащихся показывает, что в 10 лет впервые нецензурно высказались 32,8% опрошенных, что можно объяснить естественным любопытством детей к запретному, к чему-то, что принадлежит к миру взрослых. Однако выявление процента детей, которые в этом возрасте попытались употреблять нецензурную лексику и продолжают до сих пор - 38,9% - убедительно доказывает недостаточное внимание со стороны взрослых (родителей, педагогов) к разъяснению детям содержания категорий добра и зла и убеждению их в том, что для полноценной жизни в обществе они должны придерживаться основных морально-этических принципов и норм поведения. Наибольшей зоной риска для формирования указанного недостатка есть подростковый возраст: 55,5% респондентов указали возрастной период с 10 до 16 лет как такой, в котором начали употреблять нецензурные слова, а процент тех, кто продолжает так разговаривать и по сей день, составляет 59,4%. Положительным является тот факт, что 73,9% респондентов задумывались над тем, что нецензурные слова негативно влияют на здоровье, при этом 76,6% - осознают, что нецензурные слова разрушают психику. Из всего массива опрошенных 78,3% пытались отказаться от использования нецензурных слов. Но, сравнивая данный процент с процентом учащихся, которые все же употребляют такие слова, понимаем, что попытка значительной части респондентов освободиться от порока закончились неудачей. Ответы учеников на вопрос “Как вы обычно реагируете на употребление нецензурных слов при общении с вами?” дают возможность проанализировать как их отношение к недостаткам, так и его внешние проявления, которые отражают внутреннюю сущность субъектов. Сопротивляются использованию ненормативной лексики в своем присутствии 52% опрошенных.

Значительный процент респондентов - 35,9% - составляют те старшеклассники, которые делают вид, что не слышат нецензурных слов и продолжают общение. Такое поведение объясняется переводом факта употребления ненормативной лексики в категорию допустимой нормы, что свидетельствует о снижении нравственности таких субъектов. Такой ответ может быть, наоборот, проявлением достойного поведения, когда ученик в ситуации общения вынужден продолжать контакт, но не “опускается” до уровня собеседника. 10,7% респондентов за употребление нецензурных слов при общении с ними в ответ начинают вести себя аналогичным образом, проявляет их агрессивность, злобность, неустойчивость к негативным внешним воздействиям, низкие моральные стандарты. Действиям таких индивидов необходимо искоренять, используя исключительно язык правил и законов, развивая в них первичную законопослушность и доброжелательность.