Гуманная Педагогика

Кризис современного детства

ДетствоНи для кого не секрет, что в современном мире уже давным-давно сложилась ситуация разложения общественной культуры вместе со всеми моральными принципами человека, его этических соображений и его общего духовного благополучия. Все мы спешим по своим делам, гонимся за удовлетворением, почему-то именно в первую очередь, наших материальных потребностей, под вечер приходим домой и от дикой усталости заваливаемся на кровать, ожидая наступления следующего сумасшедшего по своему ритму дня.

Вполне естественно прикладывать огромные усилия для содержания семьи, естественно работать свыше каких-либо норм трудового дня, а то и не на одной, а сразу на нескольких работах. Все так обосновано, все так просто и естественно, но все это так много времени отнимает у людей, что они просто начинают забывать, зачем же еще они могли родиться на этот свет. Забывают, какие еще ценности существуют в их жизни. Общество возобновляет себя, одно поколение сменяется другим, ребята вырастают и начинают воспитывать уже своих собственных детей.

«Дети – цветы жизни», - всем известное выражение. Но каждый ли задумывался над данным высказыванием? Ребенок – он, действительно, как цветок. Хрупкий, нежный… И он так восприимчив к окружающей среде! Ею выступает общество со всеми его составляющими. Дети ведь воспитываются в сложившихся условиях, их личность формируется в зависимости от среды, в которой они находятся. Вырасти из маленького ребенка может человек, которого только захочет вырастить само общество: успешного и целеустремленного молодого человека, слабохарактерного и уязвимого со всех сторон субъекта, а может, и мечтателя, который всегда находится в поисках вдохновения и гармонии души, тела и мира вокруг него. Они как хорошая и качественная губка – впитывают все, что пытаются им внушить взрослые. Они стремятся равняться, быть похожими на всех нас.

Понятие «детство» основывается на противопоставлении детей и взрослых. Он возникает вместе с появлением различий между категориями юных и старших. Это различие закрепляется культурными средствами, а также и при помощи визуальных обособлений (ребенок обычно выглядит иначе). И пока это различие будет существовать, до тех пор и будет существовать само детство.

Под кризисом детства следует понимать некий переломный, переходный момент развития маленького человека, который постепенно приобретает какие-то черты полноценного взрослого человека и, в конце концов, становится им. Сюда же можно отнести постепенное уменьшение уровня некой зависимости от взрослых (в частности, родителей или лиц, их замещающих).

Но какой взрослый может получиться из современного ребенка? Такой же суетливый, вечно куда-то спешащий, имеющий в базовых ценностях лишь нечто материальное, а не духовное? Если закрыть на данный вопрос глаза и отмахнуться от него, это способно погубить наше общество в будущем. Если кризис (или кризисы) детства протекают не так, как должно, если это все имеет негативный окрас, то и последствия будут ужасающие. В современном мире тратятся огромные средства на создание различных игр и благоустройства детства, но при этом современные дети почти не играют. Имеются в виду традиционные сюжетно-ролевые игры, с помощью которых дети познают и примеряют разные социальные роли общества, в котором они живут. Иными словами, социализируются. Многие взрослые с самого раннего детства стремятся чему-то учить ребенка, а если они и пытаются сделать это через игры, то в результате последние становятся слишком организованными, без возможности ребенку проявить творчество и начать импровизировать. Он действует, играет словно по указке, так, как надо, что сильно мешает его развитию.

Целью воспитания является подготовка ребенка к жизни среди людей, к жизни в социуме. Но, кажется, пора учить детей не просто адаптироваться к сложившейся ситуации, но учить их еще и изменять ее, менять всех людей в лучшую сторону вместе с собой. Надо учить их действительно осознавать ценность и необходимость нравственных правил, духовных ценностей, моральных уставов, культуры и должного поведения. Особенно важно, чтобы семейное нравственное воспитание происходило вместе с основами поведения, прививаемыми в младших классах или других детско-развивающих и воспитывающих коллективах.