Гуманная Педагогика

Лицом к лицу с коллективом

коллективные занятия, адаптация в коллективеДетство ребёнка очень насыщенно разнообразными событиями, которые ежедневно «наваливаются» на восприятие малыша. Ребёнок ещё не так активно взаимодействует с окружающим миром и в процессе этого взаимодействия могут возникать трудности и болезненные периоды адаптации, успешно преодолеть которые, малыш может только чувствуя поддержку со стороны родителей.

До трёх месяцев ребёнок живёт как бы в вакууме ограниченного пространства. У него формируется зрение, совершенствуется слух, начинает «просыпаться» нервная система, а потому и реальность он воспринимает отрывисто, без понимания причинно-следственных связей. Затем вместе с возможностью передвигаться самостоятельно начинается фаза активного освоения «подведомственного» участка, когда каждая вещь составляет предмет интереса. К двум годам ребёнок уже вполне осваивается с управлением собственным телом, и такие действия, как самостоятельное одевание, уже не вызывают таких сложностей. А вот трёхлетний порог подводит кроху к новому этапу жизни, на котором его мир резко расширится.

Поход в детский сад предполагает вхождение в коллектив, и оттого насколько удачно это произойдёт, зависит дальнейшее формирование характера ребёнка, его собственное видение своего места в жизни, а потому этот период так сложен психологически.

Заранее готовиться к тому, что вскоре всё изменится, нужно не только детям, но и их родителям. Тесный контакт между матерью и ребёнком – это прекрасно, ведь такая мать сделает всё для своего крохи, вот только это «всё» ограничено в одностороннем порядке – мать сама не готова отпустить ребёнка хотя бы в детский сад, как же она сможет отпустить его во взрослую жизнь? Излишняя заботливость лишает ребёнка права на самостоятельность, личное пространство и проявление своей индивидуальности. Давайте малышу время побыть наедине с собой, уважая его интересы и потребности. Это принесёт пользу всем. Ребёнок научится играть самостоятельно, что является большой редкостью для современных детей, концентрировать своё внимание, делать первые шаги в жизни без «страховки» родителей. Такая практика придаст ему дополнительной уверенности в себе перед тем, как «уйти в свободное плавание» по просторам детского сада.

Не нагнетайте атмосферу. Научившись хотя бы ненадолго отпускать, строго запретите себе любые внешние проявления растерянности или страха. Ребёнок очень остро чувствует ваше состояние, а потому любые невербальные проявления негатива будут скопированы и усвоены на подсознательном уровне – садик начнёт восприниматься, как нечто страшное и опасное. Воздержитесь также от любых описаний тех «ужасов», с которыми крохе предстоит бороться. Вам нужно подарить ему чувство уверенности в своих силах, а не сделать его слабой личностью, которая в детстве, испугавшись попробовать что-то новое, уже никогда не научится смело двигаться дальше, развивая своё «Я».

Учите ребёнка азам общения. Под общением стоит понимать не только умение строить диалог, что также может вызывать затруднения, но и то, насколько уважительным или пренебрежительным будет отношение ребёнка к воспитателю и другим детям, научится ли он делиться своими вещами или просить поделиться с собой. Существует множество нюансов, которые могут поставить ребёнка, ранее общавшегося только с членами своей семьи, в тупик. Попробуйте разыгрывать дома небольшие сценки, которые позволят ему усвоить разные модели поведения, чаще ходите в гости к тем из ваших друзей, у которых есть дети. Пусть малыши учатся общаться, постепенно преодолевая все барьеры.

Когда малыш привыкнет к мысли о походе в абстрактный детский сад (а для этого вы можете, к примеру, рассказать ему сказку о герое, с которым он будет отождествлять себя), покажите ему настоящий детский сад, позвольте малышу понаблюдать за тем, как играют другие дети, подчеркнув, что скоро и у него появится возможность так проводить время. Сами ничего не бойтесь, и не позволяйте своему крохе испытывать страх или неуверенность. У него всё выйдет!