Гуманная Педагогика

Надо повышать не только нагрузку, но и оклады педагогам

«Надо повышать не только нагрузку, но и оклады педагогам», - профсоюз работников образования и науки

obrazovanie 05На проблемные вопросы в сфере образования «АиФ» ответили специалисты профсоюза работников образования и науки заместитель председателя Роман ДАПИРО и заведующая отделом социально-экономической работы Валентина ГЕРАСИМОВИЧ.

О правах и окладах

- У профсоюза нет ощущения, что школьные учителя сегодня бесправны, что действенного механизма защиты педагога в спорах с администрацией школы, управлением образования нет?

Роман Дапиро:- Отраслевой профсоюз сделал достаточно много в области контрактной формы найма. Так, в отраслевом Соглашении между Министерством образования и нашим профсоюзом на 2013-2016 гг. есть нормы, согласно которым наниматель обязан продолжать трудовые отношения с работающим по контракту добросовестным, имеющим соответствующую квалификацию работником. Более того, оговорены сроки в зависимости от уровня квалификации, социальных факторов.

Если наниматель все же не продлил прежний или не заключил новый контракт с добросовестным работником, в соответствии с отраслевым соглашением педагог может потребовать у нанимателя письменного обоснования причин. В большинстве случаев при наличии каких-либо субъективных ситуаций эта норма останавливает руководителей. Но не всегда. Достаточно часто профсоюзу приходится вмешиваться в вопросы продления, заключения новых контрактов. Бывают случаи, когда помочь педагогу сложно, например, при отсутствии нагрузки. Но даже в таких случаях профсоюзу удавалось отстоять добросовестных, квалифицированных педагогов.

Знаю массу примеров, когда принципиальные учителя добивались разрешения проблемных вопросов, более того, после этого их отношения с руководителем становились даже лучше. Но это зависело от их профессионализма и, безусловно, от мудрости руководителей. Хотелось бы, чтобы таких учителей и руководителей было большинство.

- Учителя отмечают, что при повышении тарифной ставки первого разряда не всегда происходит адекватное увеличение зарплаты: за счет уменьшения надбавок и прочих стимулирующих выплат в итоге получается столько же, сколько раньше, или даже меньше. Нужно ли сегодня ставить вопрос об увеличении в первую очередь окладов педагогов, чтобы их доход не зависел главным образом от дополнительных выплат?

Валентина Герасимович:- На сегодня размер тарифной ставки первого разряда невысок (с 1 сентября 2013 года - 260 000 руб.). Также - низкое соотношение тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки и крайне невысокие корректирующие коэффициенты. Отсюда и малые размеры окладов работников образования, которых хватает лишь на покрытие первоочередных нужд.

Отраслевой профсоюз направлял обращения в Совет министров, Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, в них говорится о необходимости совершенствования оплаты труда работников бюджетных организаций путем проведения оптимизации Единой тарифной сетки и увеличения размера тарифной ставки первого разряда до уровня бюджета прожиточного минимума.

Предполагается, что соответствующая норма будет включена в Генеральное соглашение между Правительством РБ, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2014 – 2015 годы. Министерство образования с учетом предложений профсоюза формирует проекты документов, которые должны улучшить ситуацию. Но источники финансирования еще не определены. Считаем, что без направления на это дополнительных бюджетных ассигнований вопрос решить невозможно. При всех трудностях в бюджетной политике это сделать необходимо, ведь нормы нагрузки пересмотрены, а стоимость часа принципиально не повышена.