Гуманная Педагогика

Необходимо ли повышать финансовую грамотность населения?

Важна ли финансовая грамотность

В связи с вмешательством финансов в жизнь рядового гражданина через кредиты, зарплатные карты и страховки, необходимость понимания роли каждого финансового продукта встает особо остро.

Несколько десятилетий назад даже самые незначительные колебания экономики вызывали излишне бурную реакцию населения, что приводило к негативным последствиям. Например, малейшие опасения вынуждали население массово изымать деньги со счетов, покупать акции или брать кредиты.

Панические настроения, а на самом деле непонимание ситуации, иногда приводили к дефициту финансов у банков. Таким образом, повышение уровня финансовой образованности граждан России выгодно не только самим потребителям, но и денежно-кредитным организациям, продукты и услуги которых востребованы у населения.

Сложившаяся ситуация обсуждалась много лет, но до крупных программ обучения дело дошло только в 2006 году, когда начал разрабатываться масштабный проект, целями которого были:

• повышение лояльности населения к сбережению средств;

• обучение правильному использованию банковских продуктов;

• объяснение, как планировать семейный бюджет, зачем брать кредит и можно ли обойтись без заемных средств.

Сегодня многие граждане страдают из финансовой неграмотности. Население берет много кредитов, не понимая последствий этих необдуманных шагов. Низкий уровень доходов населения не дает людям осуществлять пенсионные накопления. Развитие добровольного медицинского страхования сдерживается его несовершенством, высокой стоимостью полисов, недоверием граждан к страховым фирмам и непониманием финансовых и юридических терминов, вынуждающих человека опасаться банального «надувательства».

Отсутствие необходимых финансовых знаний, прежде всего, отражается на уровне располагаемых доходов человека, т. к. работник не умеет жить по средствам, правильно планировать собственные расходы. Непонимание гражданином правил и принципов работы финансовых институтов и невозможность правильно оценить реальную стоимость банковского продукта создают предпосылки для мошенничества со стороны сотрудников банков.

Населению обязательно стоит интересоваться смыслом и значением финансовых и экономических терминов, чтобы представлять реальную стоимость своих обязательств и избежать оформления очередного потребительского кредита.

Национальная программа повышения финансовой грамотности даст возможность гражданам России начиная со школьной скамьи начать знакомство с банковской системой и видами финансовых продуктов. Программа предусматривает просвещение «будущих пенсионеров» касательно принципов формирования пенсионных накоплений.

С целью снижения финансовых рисков многие участники банковской сферы предоставляют своим клиентам необходимую информацию, изложенную понятным языком. На сайтах многих банков можно найти разделы «Азбука кредитования», «Памятка заемщика», «Финансовая грамотность» и другие.

Цель этих разделов – объяснить клиентам банков в доступной форме основные финансовые и кредитные термины. Банки, которые оказывают услуги по оформлению зарплатных и кредитных карт, размещают на своих сайтах информацию на такие актуальные темы, как «Правила пользования банковскими картами», «Словарь терминов» и другие. Сотрудники банков считают, что отношения с финансово грамотным клиентом для них взаимовыгодны.


Банки могут и должны способствовать повышению финансовой грамотности граждан государства. Для этого необходимо чтобы сотрудники денежно-кредитного учреждения могли внятно объяснить суть услуги, подстраивая свою речь под индивидуальные особенности восприятия клиента (сфера деятельности, уровень образования, социальное положение). Таким образом, повышение финансовой грамотности будет адресным.


Формирование финансовой подкованности приведет только к положительным последствиям: банки станут понятным институтом для населения, а клиенты станут лояльнее к ним и их продуктам.