Гуманная Педагогика

О внеучебной нагрузке

- Одна из часто озвучиваемых проблем – большой объем внеучебной деятельности школьных педагогов. Например, управления образования, не стесняясь, вывешивают на сайтах приказы «создать рабочие группы из числа педагогов, учащихся, родителей для осуществления покраски заборов в населенных пунктах»…

obrazovanie 22Роман Дапиро: - К сожалению, проблема есть. Многое в этом вопросе зависит от местных властей. Социально значимая деятельность должна иметь свои четкие рамки. Волонтерство среди обучающихся и педагогических работников надо приветствовать. Но это не должно мешать образовательному процессу и нарушать права учителей в части продолжительности рабочего времени, характера деятельности. Иначе говоря, и руководители, и педагогические работники должны четко чувствовать грань, за которой воспитательная работа переходит в иные, иногда негативные составляющие.

Подчеркнем: покраска и иные аналогичные виды работ относятся к работам, требующим соответствующих знаний, навыков, прохождения медосмотра, проведения инструктажа, документального оформления. В таких случаях мы рекомендуем работникам обращаться за разъяснением в профсоюзные органы. У нас есть правовые и технические инспектора труда, которые могут дать квалифицированную консультацию, при необходимости вмешаться в ситуацию.

- Нам позвонили несколько учителей физкультуры и рассказали, что, помимо 20 учебных часов, они вывозят детей на соревнования, организуют массовые мероприятия, досуг детей в спортзале во внеучебное время. Но если раньше им оплачивали это как внеклассную работу, то с нынешнего года администрации школ заявляет, что эту работа оплачивать не будет...

Валентина Герасимович:- Для решения этих вопросов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании в учреждениях общего среднего образования вводятся должности руководителей физического воспитания. Согласен, что в рамках переходного периода определенные накладки в решении этих вопросов есть. Но необходимо признать, что и существовавшая ранее практика внеклассной работы и ее оплаты также была далека от идеала, учителя жаловались на размеры оплаты и т.д. Вернуть ситуацию назад невозможно, так как это будет противоречить Кодексу, но вопрос введения должностей руководителей физического воспитания находится на контроле как в Министерстве образования и отраслевом профсоюзе.

- Педагоги сообщают, что, несмотря на Кодекс об образовании, который запрещает устанавливать учреждениям образования нормативы по платным услугам, отделы образования не только устанавливают такие планы, но постоянно повышают их размер...

Роман Дапиро:- Действительно, ст. 138 Кодекса об образовании запрещает учреждениям образования устанавливать нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности. Вместе с тем Советом министров РБ республиканским органам госуправления, облисполкомам и Минскому горисполкому доводятся показатели прогноза социально-экономического развития. Руководствуясь Законом о местном самоуправлении, на местах разрабатываются и утверждаются планы развития видов экономической деятельности. В рамках этой работы соответствующие планы доводятся всем бюджетным организациям. Но доведение их учреждениям образования противоречит Кодексу, поэтому их можно рассматривать только как некий ориентир. Профсоюзу в ряде случаев удалось отстоять права руководителей учреждений, к которым за невыполнение таких планов применялись меры дисциплинарного взыскания. Соответствующие приказы были отменены. Важно, чтобы местные власти четко понимали: основная функция учреждений образования - не в организации платных слуг, а в обеспечении качества образования. Платные услуги могут и должны оказываться, когда для этого есть условия и спрос потребителей услуг.