Гуманная Педагогика

Поговорите с ребенком об опасностях

Поговорите об опасностяхВ полицию все чаще поступают заявления об исчезновении детей. Большинство из них находится в течение семи дней. Эти случаи должны открыть многим родителям глаза на то, что похищение и исчезновение детей не является чем-то из разряда фантастики или того, что бывает только с другими. Такая угроза может возникнуть в любой семье.

Можно ли научить ребенка правильному поведению, чтобы предотвратить похищение? Как ребенок должен вести себя, если его похитили?

Чаще всего обстоятельства похищения довольно «случайны» – похититель ловит «возможность», но правильная реакция ребенка может предотвратить трагедию. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был предупрежден и не растерялся в случае опасности. Не откладывайте серьезный разговор на потом. Избавьтесь от ложного убеждения, что пугать «ужасными старухами» – достаточная мера предосторожности.



Как говорить с ребенком о рисках?

Самое главное – открытость. И она должна присутствовать с самого начала, как только ребенок в состоянии понять. Конечно, мы не оставляем двухлетнего ребенка без присмотра, так что может показаться, что это лишнее. Однако речь идет о том, чтобы привить ребенку некую разумную степень недоверчивости к посторонним.

В случае маленьких детей стоит четко ставить требования в отношении поведения на улице. То есть всегда предупреждайте ребенка: «Когда мы на улице, ты не должен убегать от мамы», «В торговом центре ты должен держать маму или папу за руку». Ребенок должен выработать привычку быть рядом с родителями, когда вы вне дома. Если ребенок все равно имеет привычку исчезать из нашего поля зрения в большом магазине, вам следует ввести новые правила.

Многим родителям кажется, что хорошим вариантом, соединяющим «удобно» с «полезно», являются пугалки в стиле «не беги, а то придет Баба-яга и тебя заберет». Вопреки расхожему мнению, эта тактика приносит мизерные результаты. Дети очень быстро осознают, что ничего такого не произойдет, и не только не слушают команд/запретов, но вообще перестают доверять родителям.

Как только ребенок начинает больше понимать и вступать с вами в диалог, стоит поговорить с ним серьезно. Объясните, почему нельзя уходить от мамы и папы, что может угрожать в таком случае. 

Иногда родители не знают, какие слова использовать, чтобы не напугать ребенка слишком сильно. Решение простое – говорить правду в сдержанных формулировках. Можно, например, разъяснить ребенку, что большинство людей хорошие, но есть и злые люди (точно так же, как бывают хорошие собачки, а бывают такие, которые кусаются). Поясните, что, не зная человека, мы не знаем, хороший ли он, и поэтому нельзя говорить ни с кем, потому что нам может встретиться плохой человек. Когда ребенок отходит в сторону, не кричите ему: «Сейчас придет бабка и заберет тебя!». Просто спокойно поговорите с малышом о том, что нельзя удаляться, потому что есть люди, которые «воруют» детей и это опасно, или просто можно заблудиться.



Вступают ли дети в разговоры с незнакомыми людьми и принимают ли от них сладости? К сожалению, очень охотно. Говорите об этом с детьми, а также предостерегайте от приема сладостей от посторонних. А когда кто-то на детской площадке угощает малыша тортом или конфетами, используйте это как возможность показать ребенку на практике, о чем идет речь: «Если кто-то предлагает тебе что-то хорошее, нужно спросить сначала у родителей, можно ли взять это».



На всякий случай...

Конечно, стоит также ориентироваться на саму ситуацию реальной опасности. Учите ребенка, как ему вести себя в конкретных ситуациях. Спрашивайте его: «А что бы ты сделал, если бы…?». Предостерегайте его: «Если кто-то уговаривает тебя, чтобы ты пошел с ним, всегда беги!», «Беги туда, где много людей», «Не бойся кричать, громко зови на помощь».