Гуманная Педагогика

Семилетний ребенок – это личность, у которой все впереди

Семилетний ребёнок - личностьВ начальной школе весьма часты симптомы психологического неблагополучия детей: боязливость, напряженность, замкнутость, плаксивость. И это далеко не все проблемы этого возраста.

В чем причина такого поведения? Как помочь ребенку? 



Дошкольный возраст завершается к 6-7 годам. Этот период характерен тем, что дети завершают свой первый «институт». Но в отличие от студентов настоящего университета малыш обучается всем «специальностям» сразу. Происходит постижение глубин живого и неживого мира, основ письма и счёта, музыки и рисования. Это в плане образования. А в сфере воспитания ребёнок следует за родителями, копируя формы своей семьи и достоинства родителей. Но только ли достоинства? 

Остановимся на возрастных особенностях этого этапа. Уже вполне можно говорить о личностных качествах ребёнка.



Он:

Осознает собственную гендерную принадлежность

Может назвать свою страну и населённый пункт

Имеет представление о земном шаре и других странах

Осознаёт себя дошкольником среди других людей и понимает, что пойдёт в школу

Разбирается в структуре своей семьи и ведёт себя соответственно своему социальному статусу среди родных и близких

Обладает поведенческими навыками в различных возрастных группах

Осознаёт зависимость собственной оценки от мнения окружающих



Важнейшее достижение этого возраста - развитие чувства «Я должен» над состоянием «Я хочу». Следствие этого процесса – мотивационный настрой на обучение в школе. 



Если у ребенка сформировано желание учиться, то почему возникают проблемы в момент привыкания к школе?

Во-первых, неопределенность сама по себе является волнующей ситуацией даже для взрослого человека. А ребенок этого возраста испытывает волнение особой силы. Условия жизни ребёнка изменились. Ему требуется помощь в обретении самого себя, понимании ответственности за свои поступки.



Очень важно ненавязчиво вселять уверенность в ребенка, вместе с ним оценивать происходящее.



Не стоит возбуждать чувство отчуждения у ребёнка, сравнивая его успехи с достижениями других детей. Кроме того, это может отразиться и на поведении: вызвать зависть, желание конкурировать. Взрослым необходимо учить ребенка сопереживанию успехам и неудачам другого. Приобретенная позиция разовьёт в ребенке желание в товариществе. Это крайне важно, ведь общение с одноклассниками, приобретение друзей в классе – это главная первостепенная задача для маленького школьника. 

Учебная успеваемость как таковая для ребенка приобретает значимость чуть позже.



Ребенку в начале обучения необходимы базовые знания о мире вокруг него: о свойствах предметов, о живых и предметных сторонах природы, о человеке и обществе, о моральных нормах поведения. Высока степень качества этих знаний – степень правильности, четкости и образности сложившихся у ребенка в детстве представлений.



Знание возрастных особенностей 6-7летнего ребенка заметно может облегчить процесс воспитания и подготовки ребенка к школьному обучению. Важно, чтобы и родители не допускали ошибок.





Не стоит ограждать детей от свойственных этому периоду трудностей – необходимо поощрять проявления самостоятельности. В противном случае ребенку грозит неуверенность, незрелость учебной мотивации, неумение преодолевать школьные трудности.



Не нужно строить взаимоотношения с ребенком при поступлении в школу на основе школьных успехов. Если они недостаточны, то в общении с ребенком появляются наказание и упреки. В этом случае возможны частые заболевания ребенка, который таким образом реагирует на реакцию родителей.



Есть и другие ошибки.



Дискредитация школы при детях. Это грозит различными формами дезаптации: от отказа посещать школу до невротических и психосоматических реакций.



Амбиции и требования родителей особых успехов могут развить у детей повышенную тревожность, различные опасения, неадекватные реакции на стресс.



Содержание родительской заботы влияет на душевное здоровье ребенка, успеваемость по учебным дисциплинам и успешность в дальней жизни.



Поэтому несколько важных правил для родителей шести- и семилеток:

Чаще обнимать, целовать своего ребенка

Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее

Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка

Не требовать реализовать свои мечты и пожелания

Быть последовательным в воспитании ребенка

Прибегать к наказанию только при необходимости

Уважать ребенка