Гуманная Педагогика

Воспитание детей 7-10 лет

Воспитание ребёнка 7-10 летЭто время, когда ребёнок идёт в школу. Это то время, когда он уже не малыш, но ещё и не подросток. В это время (впрочем, как и в любое другое) самое главное, что Вы должны ему давать – это поддержка и понимание. 

Успехи ребёнка

В школе существует чёткая пятибалльная система оценивания. И отметки, которые получает Ваш ребёнок, важны для него, ведь они говорят ему «Ты молодец! Ты очень умён!» или «Какой же ты безнадёжный. У тебя ничего не получается». Будьте чутки к его успехам (например, на новость «Я получил пятёрку по математике!» можно ответить «Молодец! Я горжусь тобой! Было сложно, но ты справился, да?»). Именно чутки, старайтесь не отмахиваться («Да-да, молодец-молодец…») и не бросать похвалы на автомате. Проникнетесь радостью ребёнка.

Неудачи

Если дитя вернулось из школы с кислой миной и фразой «У меня двойка по русскому», не спешите ругаться, что, мол, «ты слишком мало занимаешься», «ты невнимательный», «ты несерьёзно относишься к учёбе» и так далее. Всегда, всегда сначала выслушайте то, что хочет Вам сказать ребёнок. Не давите на него (ни фразой, ни тяжёлым взглядом, ни агрессивными интонациями). Постарайтесь понять то, что он чувствует. Показывайте ему, что Вас действительно интересует всё, что с ним происходит. То, что Вы говорите в ответ, должно пытаться угадать, что у него на душе («Ты расстроился? Должно быть, это была нелегкая контрольная»), либо так и говорите прямым текстом, что не совсем понимаете его, не мог бы он немного разъяснить ситуацию? Помните, что процесс воспитания – процесс индивидуальный и творческий. Не существует пособий, как воспитывать ребёнка, существуют лишь советы и напутствия. Что-то может сработать в Вашем случае, что-то – нет. Единственное, что работает всегда – это доверие. Вы должны быть со своим ребёнком честным в любой ситуации (это касается и темы половых отношений, и вопроса «Откуда я взялся?», который Ваш ребёнок обычно задает в числе первых). Если Вы не знаете, как реагировать на то или иное происшествие, то попросту честно обсудите его с Вашим ребёнком.

Дисциплина и непослушание

Нарушения всегда будут. Где-то заигрался, где-то забыл выполнить обещание. Не требуйте от ребёнка мгновенного послушания и быстрого выполнения новых требований (даже взрослый не сразу может перестроиться под них). 

Ни в коем случае не используйте для аргументации нового правила фразы «Потому что я так сказал!» или «Ты будешь делать то, что мы тебе скажем, понял?!». В этом случае Вы просто-напросто наносите открытый удар по достоинству ребёнка, и вполне естественно, что он сопротивляется. Самое ужасное, что подобные споры часто выливаются в бессмысленную войну за право носить на груди надпись «Я здесь главный!». И, конечно же, «побеждают» всегда родители. Вот только победа эта вовсе и не победа: в лучшем случае Вы получите послушного ребёнка… который Вам никогда больше не будет доверять.

Если существуют какие-то запреты, то они должны быть обоснованными и понятными ребёнку. Установите правила (в небольшом количестве), которые обязывают как ребёнка что-либо делать (или наоборот – запрещают), так и Вас (Вам). В этом случае они будут справедливыми.

В случае, если правило нарушено (сын вернулся с прогулки очень поздно), Ваша реакция может быть разной: агрессивной («Где тебя носило?! Почему ты опоздал? Месяц без телевизора!») и не очень («О, Боги! Наконец-то, ты пришёл! Как мы волновались! С тобой всё в порядке? Не попал ни в какие переделки? Не замёрз?» и т. д.). В первом случае ребёнок видит только Вашу ярость и злобу. Во втором – Ваше желание его защитить и беспокойство. И вот в этом случае ребёнок, видя Ваше волнение, сопереживает Вам и понимает, что поступил необдуманно, заставив Вас волноваться. Ваша реакция должна быть правильной – такой, которая даст ребёнку самому понять, где он ошибся. Вы же не раб своих эмоций, в конце концов, так не ведитесь у них на поводу.

Вот и всё. Помните, что самое главное – это доверие и взаимопонимание. А криками и злостью этого не достичь.