Гуманная Педагогика

Взаимодействие ребенка и родителей. Трения в семье

Разногласия в семьеУстановлено, что проблемы поведения обычно представляют собой конфликт между развивающейся индивидуальностью ребенка и индивидуальностью и отношением к нему родителей, преподавателей, братьев и сестер и других детей. В каждом ломе наверняка существуют трения, но часто они чрезмерны, волнуют родителей и лишают ребенка чувства защищенности. Их причины, как и других проблем поведения, определяются средой.

Ребенок вступает в конфликт с родителями из-за духа противоречия или из-за своих индивидуальных черт, которые часто являются отражением черт родителей. Родители не в состоянии понять, сколь нормальны и почти универсальны эти особенности детства. Они не понимают, что вместе с твердостью, любовью, пониманием, симпатией и дисциплиной, подрастая, их дети будут учиться управлять неприятными особенностями их индивидуальности и перерастут свой негативизм, повышенную активность, шумность и недостаток уважения к другим. Маленькие дети не соображают, что мать утомлена, волнуется или спешит; они живут в своем мире, пока не станут старше. Родители склонны забывать, что у детей, как и у взрослых, может портиться настроение, когда они голодны, болеют или скучают, или когда они в школе попали под руку хулигана, ребенка или преподавателя. Родители делают ребенку выговор или наказывают его, что делает его еще хуже. Самое лучшее, что можно сделать, когда ребенок приходит из школы в плохом настроении, - как можно быстрее покормить его и не спорить с ним и не пробовать учить его дисциплине.

Когда дети входят в период полового созревания, они воображают о себе неизвестно что. Они больше не принимают на веру то, что говорят родители. Они хотят знать причину. К сожалению, родители не переносят, когда их власть ставится под сомнение, и отвечают на вопросы ребенка такими фразами, как «Не спорь», «У нас не будет с тобой дружеской беседы», «Мне нечего сказать». В конечном счете, ребенок становится молчаливым и яростно – угрюмым. Дети, когда взрослеют, становятся менее терпимыми к отсутствию терпимости у родителей. Когда они были меньше, они вынуждены были терпеть грубость отца или угрозы наказания; теперь они этого больше не хотят, и они обижаются на грубость и безрассудство, так что трения неизбежны.

У родителей, в свою очередь, есть собственные проблемы. Когда они устали или спешат, они теряют чувство юмора и становятся нетерпимыми и даже преднамеренно провоцируют детей. У отца может быть плохой день на работе, а матери может надоесть, что она должна работать по дому, отказавшись от своей профессиональной карьеры. Тогда у родителей плохое настроение и они входят в конфликт с детьми. Оба родителя могут чувствовать, что не могут справляться с такими проблемами, как раздражающий тик, повышенная активность и волнение, отказ есть или спать, грубость или ревность, и взрываются от этого, забывая, что ни одна из этих проблем не находится под произвольным контролем ребенка. Родители обижаются на некоторые черты ребенка, например, ревность, хотя и сами обладают этими чертами. Они могут завидовать ребенку из-за его свободы, из-за того, что еду для него готовят или из-за ребячества. Эта зависть подсознательна, тем не менее, они изливают свой гнев на него. Родители искренне верят, что трения возникают исключительно по вине ребенка.

Трения могут возникать по множеству других причин. Конфликт может быть из-за работы по дому, из-за телевизионных программ, из-за одежды или друзей. Основной причиной этих конфликтов является неспособность всех – родителей и ребенка – понять другого. Когда имеется конфликт, родители должны помнить, что ребенок ведет себя плохо – у него плохое поведение – тогда, когда ему не хватает любви; враждебность, ругань и наказания могут только делать его еще хуже. Они должны помнить, что его индивидуальность частично унаследована от них и частично результат его плохого воспитания; и именно они, потому что они взрослые, должны контролировать свои чувства и прекратить «огонь». Как и ребенок, родители убеждены, что должны победить в любом конфликте. Для них трудно понять, что трудный мальчик или девочка сегодня, может стать хорошим человеком завтра.